Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

...

Яндекс.Метрика

...

Рейтинг@Mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США

 

Юридические аспекты нормативно-правовой базы использования американских вооруженных сил для обеспечения внутренней безопасности  государства тесно увязаны с организационными аспектами, которые в частности включают в себя вопросы организации и развития системы специальных органов и должностных лиц, отвечающих, в том числе за решение внутригосударственных задач с привлечением вооруженных сил. На федеральном уровне к ним относятся президент страны, Конгресс, министерство обороны и министерства видов вооруженных сил; на уровне штатов — губернаторы и соответствующие органы власти. Практическое решение задач по урегулированию внутригосударственных конфликтов осуществляется с помощью федеральных вооруженных сил, в первую очередь регулярных формирований сухопутных войск и морской пехоты (в крайних случаях), а также резервных компонентов сухопутных войск, прежде всего Национальной гвардии, подчиняющейся в мирное время губернаторам штатов.

На соединения и части Национальной гвардии в интересах обеспечения внутренней безопасности в настоящее время возложены следующие задачи:

- оказание помощи местным властям в обеспечении правопорядка и контроль за соблюдением законов штата (борьба с гражданскими беспорядками,  участие в оперативно-розыскных мероприятиях,  проводимых силами правопорядка,  патрулирование  и оцепление улиц в случае необходимости);

- охрана объектов федерального значения и военной инфраструктуры;

- оказание помощи населению при стихийных бедствиях, ликвидация их последствий;

- проведение спасательных работ.

Таким образом, на наш взгляд, проведена четкая грань между использованием регулярных войск и Национальной гвардии внутри США. Первые нацеливаются в основном на проведение боевых операций вне территории США и привлекаются к разрешению внутригосударственных задач лишь в случае возникновения сверхчрезвычайной ситуации (когда сил и средств местных правоохранительных органов и формирований Национальной гвардии явно недостаточно) с согласия президента или Конгресса США.

Одновременно президент и Конгресс имеют право призывать военнослужащих Национальной гвардии на федеральную службу для участия в войнах и конфликтах в составе регулярных войск, но основной ее функцией остаётся всё же внутренняя.

В настоящее время поддержание законности и правопорядка на местах, а также ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф относятся к компетенции местных органов власти и возложены, прежде всего, на губернатора штата и мэра города, а также подчиненные им правоохранительные органы. Они являются первой инстанцией, вырабатывающей и реализующей меры по выходу из всех кризисных ситуаций. В большинстве случаев органы местной власти имеют планы действий в чрезвычайных условиях, которые заблаговременно разрабатываются на основе рекомендаций ФЕМА и содержат примерный перечень первоочередных шагов и порядок их осуществления.

Губернатор несет личную ответственность за безопасность граждан, защиту всех видов собственности и строгое исполнение на территории данного штата местного и федерального законодательства. Он возглавляет Национальную гвардию штата в мирное время и осуществляет общее руководство разработкой в подчиненных ему органах и службах планов действий в чрезвычайных обстоятельствах. В случае их наступления он уполномочен:

принимать решения по запросам местных органов власти на оказание помощи со стороны штата;

вводить чрезвычайное положение;

отдавать распоряжение на начало реализации плана действий в чрезвычайных условиях и функционирования соответствующих специальных органов управления;

переводить на действительную службу части и подразделения Национальной гвардии штата, а также определять время окончания их задействования.

Направление запроса на федеральную помощь штату также является прерогативой губернатора.

Непосредственное руководство частями Национальной гвардии в штатах (планирование боевой подготовки, набор добровольцев, продвижение по службе и другие административные вопросы) входит в компетенцию генерал-адъютантов штатов, являющихся начальниками штабов при губернаторах, а также командиров соединений и частей (подробно структура штаба показана в Приложении     №...).

Координацию вопросов строительства, организации боевой подготовки,  материально-технического обеспечения, а также связь между федеральными ведомствами осуществляет Бюро Национальной гвардии. Организационно оно входит в состав штаба армии и является главным органом оперативного управления сухопутных войск и ВВС Национальной гвардии. Начальник Бюро в звании генерал-лейтенант назначается президентом США с согласия сената и может находиться в этой должности два срока (до восьми лет).

Бюро Национальной гвардии взаимодействует со штабами армии при разработке планов и программ повышения эффективности действий Национальной гвардии. Как главный орган оперативного управления Бюро разрабатывает и контролирует выполнение планов и программ боевой подготовки национальных гвардейцев, их снабжения и обеспечения, а также является своеобразным каналом связи между властями штатов, штабами армии и ВВС вооруженных сил США.

Начальнику Бюро подчинены непосредственно штаб Национальной гвардии, управление сухопутными силами и ВВС Национальной гвардии. В целом штат Бюро насчитывает около 400 военных и 500 гражданских служащих.

Бюро Национальной гвардии организационно состоит из четырех общих отделов, а также управления сухопутных войск и ВВС, находящихся при штабах этих видов вооруженных сил и возглавляемых начальниками в звании генерал-майор (Приложение №            ).

При использовании Национальной гвардии в кризисных ситуациях губернатор делегирует функции по оперативному управлению ее частями и подразделениями генерал-адъютанту штата. Последний, через офицера, отвечающего за вопросы планирования и оказания военной помощи, обеспечивает скоординированную реализацию планов действий в чрезвычайных условиях.

Офицер по вопросам планирования несет ответственность за заблаговременное планирование операций на случай чрезвычайных ситуаций. Под его руководством разрабатываются планы подготовки частей и подразделений Национальной гвардии штата к действиям во внутренних кризисных ситуациях. Указанное должностное лицо обеспечивает взаимодействие в кризисных ситуациях с органами управления федерального и местного уровней. В случае использования регулярных вооруженных сил этот офицер осуществляет координацию усилий Национальной гвардии и контингента сухопутных войск или частей морской пехоты.

При командовании Национальной гвардии каждого штата находятся представители видов вооруженных сил (как правило, резервисты сухопутных войск, ВВС и ВМС) – офицеры, координирующие подготовку к действиям в условиях чрезвычайных обстоятельств. Они отвечают за совместимость соответствующих планов видов вооруженных сил и Национальной гвардии.

Решение президента об использовании Национальной гвардии для подавления гражданских беспорядков военной силой оформляется соответствующим исполнительным указом. Для решения задач по нормализации обстановки президент может привлекать как регулярные войска, так и их резервные компоненты, варьируя их количество и состав в зависимости от реально существующих потребностей. Части и подразделения резерва при этом предварительно переводятся им в состав регулярных войск (федерализуются).

Министр обороны как военное должностное лицо осуществляет общее руководство планированием и использованием американских вооруженных сил, в том числе во внутренних кризисных ситуациях. Исполняя указ президента, он выделяет необходимые силы и средства из состава Национальной гвардии и регулярных войск. Одновременно министр обороны делегирует полномочия по руководству действиями участвующих в ликвидации гражданских беспорядков воинских формирований министру армии (Приложение №...).

Министр армии совместно с начальником штаба армии определяет численный и боевой состав контингента выделяемых сил, разрабатывает рекомендации по планированию операции и осуществляет общее руководство ее проведением. Он полномочен также в чрезвычайных условиях ставить задачи другим видам вооруженных сил по планированию и использованию сил и средств министерства обороны для оказания необходимой помощи властям штатов и местным властям.

Любое использование вооруженных сил в борьбе с гражданскими беспорядками, как и в других внутренних кризисных ситуациях, согласовывается с комитетом начальников штабов (КНШ – российский аналог Генеральный штаб). В соответствии с существующим положением начальник штаба армии уведомляет председателя КНШ о задействовании войск в подавлении гражданских беспорядков, а также:

объявляет через соответствующие звенья управления повышенную готовность частям и подразделениям, выделенным в состав контингента сил по ликвидации чрезвычайной ситуации;

дает указание начальнику отдела по оказанию военной помощи об организации материально-технического обеспечения выделенного контингента войск;

уведомляет через командование Национальной гвардии власти штата, в котором объявлено чрезвычайное положение, о принимаемых мерах и т.д.

Под руководством начальника штаба армии разрабатывается специальная директива командиру выделенного воинского формирования, в которой определяются: цели и задачи войск; подход к планированию и подготовке их действий; порядок переброски и сосредоточения в районе, где сложилась чрезвычайная ситуация; основы взаимодействия с местными властями и правоохранительными органами; каналы связи с общественностью и представителями средств массовой информации.

Начальник отдела штаба армии по оказанию военной помощи обеспечивает координацию усилий всех военных структур по планированию использования и непосредственного применения воинских формирований  в гражданских беспорядках и других внутригосударственных операциях.

Министр армии отдает приказ, в котором назначает командира (командующего) оперативной группой войск, участвующих в операции, и выделяет в его распоряжение необходимые службы и управления. Командующий определяет организационную структуру и численный состав войск, необходимых для решения поставленной задачи.

Командующий оперативной группой войск (ОГВ) осуществляет военное руководство всеми войсками (включая части и подразделения Национальной гвардии,  находящиеся в федеральном подчинении), участвующими в операции по урегулированию чрезвычайной ситуации.  Он устанавливает тесное взаимодействие со старшим представителем министра юстиции и соответствующими органами федеральной, штатной и местной власти. Достижение поставленной задачи, как правило, требует задействования в операции не только боевых частей и подразделений,  но и частей и подразделений боевого и материально-технического обеспечения.  Кроме того,  войска могут рассчитывать на необходимое оборудование, имущество и ресурсы, выделяемые властями штата и местными гражданскими властями.  Важное значение при проведении подобных операций имеет получение командующим ОГВ своевременной, полной и достоверной информации в первую очередь от правоохранительных органов, с  которыми он поддерживает тесную и непрерывную связь. Но с разрешения соответствующих органов эта задача может осуществляться силами военной разведки и военной полиции.

При проведении операций,  направленных на борьбу с гражданскими беспорядками, части и соединения Национальной гвардии, а также регулярные формирования могут привлекаться к решению только таких задач, выполнение которых предусмотрено их организационно-штатной структурой, предварительной подготовкой и не противоречит действующему законодательству. В частности, они могут использоваться для решения следующих задач: разгон несанкционированных демонстраций, митингов, любых сборищ, нарушающих закон и общественный порядок;  патрулирование районов гражданских беспорядков с целью предотвращения любых противоправных действий; оказание помощи в распределении предметов и товаров первой необходимости; содействие в поддержании нормальной работы жизненно важных служб, организаций и учреждений;  организация и осуществление контроля за работой транспорта; создание кордонных зон и блок-постов;  постановка дымовых завес; использоваться в качестве охранных войск или войск быстрого реагирования.

Во всех случаях армейские формирования действуют в тесном взаимодействии с федеральными органами, властями штата, местными властями и их представителями,  например, с гражданскими координаторами службы по чрезвычайным ситуациям. Командир (командующий) привлеченного к участию во внутригосударственной операции воинского формирования (оперативной группы) прежде всего, должен решить следующие вопросы: наметить достижимые цели; установить сроки выполнения поставленных задач; определить численный состав и военно-техническое оснащение воинских формирований, необходимые для достижения главной цели.

При этом, как уже неоднократно отмечалось выше, важно действовать в строгом соответствии с Конституцией и общегражданскими законодательными актами. Поэтому командиры (командующие)  "должны обсуждать планы,  программы,  способы проведения и финансирование операций,  а также вопросы подготовки личного состава и проведения учений с юристами-консультантами.  Вместе с ними они должны тщательным образом рассмотреть каждый запрос о помощи, будь то предоставление военного имущества и оборудования или подготовка гражданских специалистов, с тем, чтобы убедиться в соответствии запроса с законодательством США". [1]

В 60-х годах в рамках министерства обороны США создан и функционирует специальный орган — Директорат по борьбе с гражданскими беспорядками, организационно входящий в состав штаба армии США. На него возлагается обязанность обеспечения готовности регулярных войск и Национальной гвардии, призванной на федеральную службу, к выполнению внутригосударственных задач и координация  мероприятий в масштабе всей страны. Сотрудники Директората оценивают степень интенсивности внутреннего конфликта; определяют численность войск и спецтехники, необходимых для ликвидации конфликта; постоянно контролируют готовность войск и техники к участию во внутренних операциях. [2]

Руководство Директората постоянно поддерживает связь с местными командованиями Национальной гвардии (генерал-адъютантами), которые в чрезвычайной ситуации докладывают о возможностях штатов ликвидировать конфликт собственными силами или необходимости привлечения федеральных войск.  При объявлении в стране чрезвычайного положения в распоряжение Директората военным командованием выделяется до шести бригад (пехотных и механизированных), дислоцирующихся в различных районах США и тщательно подготовленных к действиям против внутреннего противника.

В своем составе Национальная гвардия имеет соединения и части сухопутных войск и военно-воздушные силы, укомплектованные приписным составом (на 95-98%) и вооружением (на 100%).

По последним данным, сухопутные войска НГ насчитывают свыше 362 тыс. личного состава и более 50 тыс. обслуживающего персонала. К постоянному штату относятся 48 тысяч сержантов, офицеров и генералов. [3]

Организация соединений и частей Национальной гвардии аналогична регулярным войскам. Части Национальной гвардии дислоцируются отдельными подразделениями (батальонами, ротами, взводами) по территориальному принципу с учетом интересов властей штатов в зависимости от места жительства личного состава и наличия учебной базы. В американской печати сообщается, что личный состав Национальной гвардии сведен в 3400 подразделений звена "взвод - рота", которые размещаются в 2600 населенных пунктах страны.

Численность личного состава Национальной гвардии для каждого штата устанавливается пропорционально общей численности его населения. Поскольку Национальной гвардии вменено в обязанность выполнение ряда задач в пределах территории штата, где дислоцируются ее формирования, часть средств (10 %) на ее обеспечение выделяется из местного бюджета и 90 % из федерального бюджета.

На вооружении в Национальной гвардии США состоят как штатные образцы оружия и боевой техники сухопутных войск, ВВС, так и специально созданные виды оружия, специальной техники, средств и снаряжения, предназначенные для выполнения задач по ликвидации массовых беспорядков.

Что касается оснащения специальным вооружением, то оно значительно отличается от оснащения обычных полицейских служб. Прежде всего, это относится к средствам самозащиты личного состава Национальной гвардии. На их вооружении находятся пластмассовые или металлические шлемы, каски, щиты, легкие пуленепробиваемые наколенники, плотно прилегающие комбинезоны из прочной, скользящей, негорючей ткани с застежками "молния", исключающие возможность захвата одетых в них национальных гвардейцев и предохраняющие их от ожогов. Под комбинезон надевается пуленепробиваемый жилет, а к шлему крепится воротник из металлизированных ремней, который защищает от захвата за горло. [4]

Помимо обычного оружия - пистолетов, револьверов, дубинок, баллончиков со слезоточивым газом,  на вооружении находится и оружие особого назначения: винтовки со снайперским прицелом, карабины, автоматы. В настоящее время проявляется тенденция использования для пресечения массовых беспорядков нелетального оружия. К нему относятся электрошоковые дубинки, пластиковые пули, гранатометы и гранаты со слезоточивым и нервно-паралитическим газом, шесты с цепями для изъятия из толпы наиболее активных участников беспорядков, специальные капсулы, "выстреливающие" мелкоячеистыми сетями, предназначенными для этой же цели. На вооружении имеется небольшой, величиной с карманный фонарик прибор, напоминающий пистолет. Стреляет он электрическими стрелами, соединенными тонкими проводами со стволом, которые воздействуют на нервную систему и вызывают паралич. Это так называемые средства целенаправленного действия.

К средствам массового выведения из строя участников беспорядков относятся: постановка дымовой завесы, водометы, специальная пена, вызывающая эффект скольжения по льду, средства психологического воздействия на толпу - мощные прожекторы, мигающая световая техника, сирены, громкоговорители, ультразвуковые излучатели. Помимо обычных средств передвижения, специальные подразделения сил по борьбе с беспорядками имеют танки, вертолеты, бронетранспортеры, автомобили с пуленепробиваемыми стеклами, а также автомашины, оборудованные противохимической защитой.

В последние годы на вооружение поступили бронированные автомашины с открывающимися внутрь дверцами на торцах. Составленные вплотную друг к другу, они создают длинные безопасные коридоры для высадки десанта непосредственно в центр толпы.[5]

Высокая мобилизационная готовность Национальной гвардии обеспечивается хорошо отлаженной гибкой системой мобилизации.

В вооруженных силах США установлены четыре вида мобилизации:  выборочная, частичная, полная, всеобщая.[6] Каждый вид может осуществляться постепенно (при наличии достаточного времени); ускоренно (при лимите времени); в короткие сроки (немедленно).

Кроме того, предусмотрена возможность призыва на службу определенных контингентов Национальной гвардии без объявления мобилизации (так называемый "президентский призыв").  Мобилизация в зависимости от ее вида объявляется либо Конгрессом, либо президентом США. Иногда при объявлении президентом мобилизации требуется санкция Конгресса.

При проведении внутригосударственных операций федеральные власти в основном прибегают к выборочной мобилизации или "президентскому призыву".

Выборочная мобилизация объявляется Конгрессом и (или) президентом без введения в стране чрезвычайного положения. Она предусматривает отмобилизование некоторых частей Национальной гвардии для решения задач, не связанных с ведением боевых действий (ликвидация гражданских беспорядков и последствий стихийных бедствий) и осуществляется в срок от трех до пяти дней. Численный состав мобилизуемого контингента — до 100 тыс. чел.  Срок пребывания на действительной службе — не более одного месяца.

Что касается "президентского призыва",  то для решения боевых и других,  не связанных с боевой подготовкой, задач президент США имеет право в мирное время своим решением, без объявления мобилизации и ее утверждения Конгрессом призвать на действительную службу до 200 тыс.  человек личного состава Национальной гвардии на срок до трех месяцев. Этот срок может быть продлен еще на три месяца, если Конгресс своим решением удостоверит необходимость в этом, или сокращен, если соответствующая резолюция будет принята обеими палатами Конгресса.[7]

Порядок отмобилизования соединений, частей и подразделений Национальной гвардии определяется мобилизационным планом, разрабатываемым командованием сухопутных войск на континентальной части США. В штабе генерал-адъютанта штата разрабатывается собственный мобилизационный план на случай возникновения гражданских беспорядков, стихийных бедствий и т.д. Ответственность за его составление возлагается на аппарат помощника генерал-адъютанта по оперативным вопросам.

В мобилизационных планах указывается приписанный личный состав мобилизуемых боевых частей и подразделений; определяются порядок и сроки подъема по тревоге, сбора личного состава, регистрации и оформления в пунктах сбора, транспортировки к пунктам отмобилизования, оснащения оружием и боевой техникой, организации индивидуальной и в составе подразделений боевой подготовки.

Для проведения мероприятий по обеспечению внутригосударственной безопасности используется частичная мобилизация, проходящая в два этапа: первый — подготовительный, второй — оповещение и сбор личного состава.

Подготовительный этап соответствует повседневной службе национальных гвардейцев.  В ходе проводимой на этом этапе боевой подготовки предусматривается отработка действий по мобилизации. Здесь большая роль отводится так называемому "постоянному персоналу". Он включает следующие категории лиц: [8]

1. Личный состав, приписанный к Национальной гвардии и давший согласие на прохождение определенного срока действительной службы в частях резерва.

2. Так называемый "военно-технический персонал" — гражданские специалисты, постоянно находящиеся в частях организованного резерва на различных административных должностях, а также в составе инструкторского, технического и обслуживающего персонала.  Служба в частях Национальной гвардии является для них основной, хорошо оплачиваемой государством, работой. Вместе с тем они обязаны проходить такую же подготовку, как приписной состав частей (48 занятий в год) и при мобилизации подлежат призыву.

3. Военнослужащие регулярных вооруженных сил, направленные командованием видом ВС в части Национальной гвардии для выполнения советнических функций, работы в качестве офицеров связи, должностных лиц штатов, инструкторов и преподавателей,  а также в качестве технического и обслуживающего персонала. Эти лица числятся в составе регулярных сил и Национальной гвардии, но при подсчете его количественного состава не учитываются. Однако большинство военнослужащих при мобилизации продолжают оставаться в тех же частях и действовать в их составе.

Постоянный состав на первом этапе мобилизации занимается уточнением мобилизационных планов, осуществляет проверку систем оповещения, отрабатывает документы по действиям личного состава в условиях возникновения беспорядков или стихийного бедствия; готовит места для размещения личного состава.

Основной этап  начинается с момента получения командирами частей распоряжения от генерал-адъютанта об отмобилизовании и заканчивается докладом командира подразделения (части) о завершении выполнения мобилизационных мероприятий в пункте сбора.

Приказ властей штата о начале мобилизации идет по следующим каналам: губернатор штата — генерал-адъютант — помощник генерал-адъютанта по оперативным вопросам — командиры соединений, частей и подразделений — личный состав.

Личный состав оповещается по автоматизированным телеграфным,  телефонным и факсимильным каналам связи, по почте и с помощью посыльных. В случае крайней необходимости, после начала мобилизации соответствующая информация дублируется по радио и телевидению.

Пункты сбора личного состава Национальной гвардии назначаются в местах проживания большей части личного состава, как правило, на территории гарнизона регулярных сил. Там же хранится и штатное стрелковое оружие приписного личного состава.

С прибытием личного состава проводится оформление всех документов, уточняется соответствие военно-учетных специальностей штатному расписанию подразделений, устанавливаются штатно-должностные категории индивидуальным резервистам, прибывающим на пункты сбора, вместо отсутствующего личного состава подразделений определяется укомплектованность этих подразделений по утвержденным штатам. В среднем, время на подъем личного состава по тревоге, прибытие в пункты сбора, проведение всех мероприятий составляет 24 часа.

Национальная гвардия обладает высокими уровнями мобилизационной и боевой готовности, что способствует эффективному решению поставленных перед ней задач. Анализ организационных основ деятельности Национальной гвардии, как важного элемента полицейской системы США, позволяет сделать следующие выводы:

1. В основе подхода американского военно-политического руководства к использованию регулярных вооруженных сил и резервных формирований в разрешении внутригосударственных конфликтов лежит доктринальная установка о том, что урегулирование кризисных ситуаций является преимущественно сферой полномочий и ответственности гражданских органов исполнительной власти. Но, если сил гражданских правоохранительных органов недостаточно, то немедленно привлекаются части и соединения вооружённых сил США (части и соединения Национальной гвардии в первую очередь). Для эффективного применения при разрешении внутригосударственных конфликтов подразделений и частей вооружённых сил США в их структуре на постоянной основе действует специальное подразделение – Директорат по борьбе с гражданскими беспорядками, организационно входящий в состав штаба сухопутных войск.

2. Главой исполнительной власти субъектов федерации  США является губернатор. В условиях мирного времени ему подчинены части и соединения Национальной гвардии, дислоцируемые на территории штата, что имеет особенно важное значение при дестабилизации обстановки, так как обеспечивает единое руководство гражданскими и военными структурами на территории штата и повышает эффективность их совместных усилий.

3. Оперативное управление частями и подразделениями Национальной гвардии в обычных условиях осуществляет генерал-адъютант штата. Присутствие в штабе Национальной гвардии офицеров-координаторов из числа резервистов сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морских сил (морской пехоты) позволяет заблаговременно координировать действия Национальной гвардии и регулярных вооруженных сил.

4. На федеральном уровне вся система обеспечения внутренней безопасности США замыкается на президента, который уполномочен вводить чрезвычайное положение в стране и объявлять мобилизацию всех компонентов вооружённых сил для решения внезапно возникших задач.

5. Национальная гвардия имеет отлаженную организационную структуру и самое современное вооружение, позволяющее эффективно применять её формирования, как при решении внешнеполитических задач (что и делается в настоящее время в Ираке), так и в операциях внутри страны, в том числе и по урегулированию гражданских беспорядков.

6. В Национальной гвардии США установлены 4 вида мобилизации: выборочная, частичная, полная, всеобщая.

7. Части и подразделения Национальной гвардии обладают достаточно высоким уровнем боевой подготовки, боевой и мобилизационной готовности, что способствует эффективному решению поставленных перед ними задач по обеспечению внутренней безопасности Соединённых Штатов.

 

© А.В. Быков, доктор юридических наук, профессор,

 © Ю.И. Деева



[1] Field Manual FM 100-19, Fleet Marine Force Manual FMFM 7-10. P. 3-1.

[2] Cм.: И.А.Смородинскова, А.В.Быков. Национальная гвардия США: организационно-правовой аспект деятельности. М., ВНИИ  МВД России. 2004. С. 54.

[3] См.:И.А.Смородинскова, А.В.Быков. Национальная гвардия США: организационно-правовой аспект деятельности. М., ВНИИ  МВД России. 2004. С. 55.

[4] См.:И.А.Смородинскова, А.В.Быков. Национальная гвардия США: организационно-правовой аспект деятельности. М., ВНИИ  МВД России. 2004. С. 57.

[5] Там же.

[6] См.: Defence Management Jornal. 1982. N4. P.12.

[7] Army National Guard. After Action Report /1 Aug. 1990 - 28 Feb. 1991/. Arlington, 1991.

[8] Александров И. Постоянный состав организованного резерва сухопутных войск США // Зарубежное военное обозрение. 1990, №8. С.15.