Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

...

Яндекс.Метрика

...

Рейтинг@Mail.ru

 

 

ПОЛИЦЕЙСКАЯ СИСТЕМА

РЕСПУБЛИКИ СЛОВЕНИЯ

 Полицейская система Словении. Читать в PDF...

Законодательная база, цели и задачи

Деятельность словенской полиции регулируется Конституцией Республики Словения, Законом о полиции, Законом о защите персональных данных, Законом о государственном пограничном контроле, Законом об иностранцах, Законом об информации, Уголовным кодексом Республики Словения, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Словения, Законом об омбудсмене по правам человека, Соглашением о взаимодействии между органами таможенного контроля и полицией, Правилами по защите персональных данных полицейских, Правилами по введению в действие Закона о пограничном контроле, Инструкциями по отказу во въезде иностранцам, условиям выдачи виз на пограничных КПП, условиям для выдачи виз по гуманитарным соображениям и процедурой по отмене действия виз.

Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим деятельность словенской полиции, является Закон о полиции, вступивший в силу 18 июля 1998 г. Согласно данному Закону, полиция входит в систему Министерства внутренних дел Республики Словения[1], находясь в непосредственном подчинении Министра.

По сути, полиция в Словении является независимым правоохранительным органом, однако ряд вопросов находится в компетенции Министерства. В частности, МВД определяет политику в области развития, организации, кадровой комплектации, финансирования, координации полицейских информационных и телекоммуникационных систем с аналогичными системами других государственных органов. Министерство также осуществляет общее руководство полицией и отслеживает исполнение полицией возложенных на нее задач.

Цель проведенной реорганизации полиции (до 1998 г. структура словенской полиции с незначительными изменениями фактически повторяла структуру органов внутренних дел и милиции периода социалистической Югославии[2]) – современная схема построения полиции в контексте стандартов Европейского Союза, дабы полиция могла эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, гарантировать высокий уровень безопасности, быть более гибкой и «дружелюбно настроенной» к гражданам структурой.

Согласно Закону о полиции, полиция исполняет свои задачи на трех уровнях: государственном, региональном и местном. Организационно она состоит из Генерального директората полиции, Региональных полицейских директоратов и полицейских участков. Руководство полиции расположено в столице Словении – г. Любляне.

Полиция возглавляется Генеральным директором, который также непосредственно руководит работой Генерального директората полиции (в него входят центральный аппарат и органы полиции, действующие в масштабе всей страны). Генеральный директор полиции и его заместитель назначаются и снимаются с должности Правительством Республики Словения по представлению Министра внутренних дел.

В соответствии с Законом о полиции, на полицию возлагаются следующие задачи:

защита жизни, личной безопасности граждан и защита их собственности;

предотвращение, раскрытие и расследование преступлений и правонарушений, выявление и задержание лиц, совершающих преступления и правонарушения, других разыскиваемых лиц и их препровождение в соответствующий орган;

поддержание общественного порядка;

контроль и регулировка движения на государственных шоссе и некатегорированых дорогах, используемых для общественного движения;

охрана государственной границы и исполнение задач органа пограничного контроля;

исполнение задач, вытекающих из законодательства об иностранцах;

охрана определенных законодательством физических лиц, государственных органов, зданий и территорий;

охрана определенных законодательством предприятий, защита информации и обеспечение режима секретности в государственных органах;

исполнение иных задач, вытекающих из Закона о полиции, других законов и нормативных правовых документов.

При исполнении служебных обязанностей сотрудники полиции имеют право: отдавать приказы, издавать предписания, проверять документы у физических лиц и устанавливать личность, проводить личный досмотр, запрещать физическим лицам приближаться к определенному месту или лицу, задерживать, доставлять в полицейский участок и содержать под стражей физических лиц, конфисковывать различные предметы, проникать в частные владения, в том числе объекты недвижимости, использовать любой доступный транспорт и линии связи, применять полицейские меры скрытого характера, исполнять другие обязанности, предписанные законом.

Согласно действующему законодательству, словенские полицейские должны руководствоваться принципами законности и профессионализма, защищать права и свободы человека, уважать человеческое достоинство, быть честными и беспристрастными, толерантными, оказывать помощь и поддержку друг другу и гражданам, взаимодействовать с иными государственными органами. При этом полиция должна быть открытой для контроля над своими действиями со стороны общественности и соответственно информировать граждан о предпринимаемых ей действиях.

 

Организация

Генеральный директорат полиции состоит из: Бюро Генерального директора полиции, Директората униформенной полиции, Директората криминальной полиции, Центра судебно-медицинской экспертизы и криминалистики, Управления безопасности и охраны, Оперативного и Коммуникационного центра, Отряда специального назначения, Управления информационных технологий и телекоммуникации, Полицейской академии, Управления организации и кадрового обеспечения, Управления тыла.

1. Директорат униформенной полиции осуществляет руководство, координирует оперативную и правовую работу униформенной полиции на государственном уровне. В числе задач, возложенных на Директорат униформенной полиции:

планирование, организация, координация, анализ и контроль над работой подразделений униформенной полиции;

участие в подготовке предложений в законодательство относительно полицейских операций;

введение в действие нововведений законодательства, относящихся к проведению полицейских операций, исполнение обязательств, вытекающих из международных соглашений;

обеспечение профессионального исполнения операций, проводящихся униформенной полицией, их информационное сопровождение;

исполнение задач по пресечению правонарушений;

исполнение иных задач, вытекающих из Закона о полиции и других нормативных правовых актов.

В организационном плане Директорат униформенной полиции состоит из:

Общеполицейского дивизиона, в который входят отдел общественного порядка, отдел общественной безопасности и отдел планирования;

Дивизиона дорожной полиции с отдельным подразделением специального назначения по контролю за дорожным движением;

Дивизиона пограничной полиции, в который входят отдел государственной границы с подразделением специального назначения по пограничному контролю, отдел по иностранцам и нелегальной миграции, отдел компенсационных мер, вытекающих из Шенгенского соглашения[3];

Дивизиона безопасности и проведения миротворческих миссий (словенские полицейские с 1997 г. участвовали в 15 различных международных полицейских миссиях и операциях в Албании, Восточном Тиморе, Косово, Афганистане, Македонии, Боснии и Герцеговине, Иордании, Сербии, Грузии);

Дивизиона по организации и развитию униформенной полиции, в который входят отдел по организации и обеспечению полицейской власти, отдел профилактики преступлений, анализа и информации;

Центра по размещению иностранцев;

Подразделения авиационной поддержки, в который входят отдел пилотов и технический отдел;

Полицейского оркестра.

2. Директорат криминальной полиции является специализированным полицейским органом, отвечающим за борьбу с уголовной преступностью. В числе задач, возложенных на Директорат криминальной полиции:

руководство и координация деятельности всех подразделений криминальной полиции;

мониторинг и анализ ситуацию в сфере уголовных преступлений;

обеспечение эффективного и законного исполнения возложенных на него задач по борьбе с различными видами уголовных преступлений

взаимодействие с органами юстиции, иными государственными органами и компетентными органами иностранных государств.

В организационном плане Директорат криминальной полиции состоит из:

Дивизиона по организованной преступности, в который входят отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, отдел по борьбе с терроризмом и экстремизмом, отдела по борьбе с ОПГ;

Дивизиона по общеуголовным преступлениям, в который входят отдел по борьбе с преступлениям против собственности, отдел по борьбе с домашним насилием и сексуальными преступлениями, отдел по борьбе с молодежной преступностью;

Дивизиона по экономическим преступлениям, в который входят отдел по борьбе с финансовыми преступлениями и отмыванием денежных средств, отдел по борьбе с преступлениями в сфере частного бизнеса и государственного сектора, отдел по борьбе с коррупцией, отдел по борьбе с тяжкими экономическими преступлениями;

Дивизиона специального назначения, в который входят отдел скрытых операций, отдел наружного наблюдения, отдел специальной техники, отдел защиты свидетелей;

Дивизиона международного полицейского сотрудничества, в который входят отдел по связям с Интерполом, отдел общеевропейской информационной системы SIRENE[4], отдел по связям с Европолом, отдел телекоммуникации и управления;

Центра криминального анализа;

Центра по расследованиям преступлений в сфере высоких компьютерных технологий.

3. Центр судебно-медицинской экспертизы и криминалистики, согласно стандартам ЕС, является отдельным полицейским органом. В его задачи входят:

проведение криминалистических экспертиз и исследований в различных областях;

участие специалистов Центра в действиях досудебного следствия;

участие в сборе доказательственного материала (в качестве беспристрастного субъекта);

техническое и информационное сопровождение общенациональной полицейской базы данных, включая архивирование криминалистических баз данных и коллекций, подготовку ответов на запросы;

руководство, координация и анализ криминалистической деятельности полицейских подразделений, снабжение их необходимым экспертным оборудованием, проведение профессионального тренинга сотрудников территориальных экспертных подразделений, организация дополнительного обучения личного состава полицейских подразделений в области криминалистики;

взаимодействие с другими национальными и зарубежными экспертными учреждениями, правоохранительными органами, учебными и научными учреждениями;

составление методических инструкций и учебных материалов по криминалистике;

обеспечение единых стандартов в области криминалистики.

В состав Центра входят: отдел физической экспертизы, отдел химической экспертизы, отдел биологической экспертизы, отдел дактилоскопии, отдел экспертизы документов.

4. Управление безопасности и охраны:

планирует, организует, координирует и руководит мероприятиями по обеспечению безопасности (в том числе в виде профилактических и технических мер) лиц и объектов, определяемых Правительством Республики Словения;

обучает личный состав Управления навыкам, необходимым для ежедневного качественного исполнения своих обязанностей;

участвует в разработке нормативных правовых документов, относящихся к деятельности Управления;

взаимодействует с аналогичными подразделениями иностранных государств, дипломатическими представительствами в целях обеспечения безопасности иностранных официальных лиц на территории Словении, государственных визитов.

В организационном плане Управление безопасности и охраны состоит из:

отдела обеспечения личной безопасности, в который входят группа обеспечения личной безопасности, группа охраны Президента, группа охраны Премьер-министра, группа безопасности Президента и Национального собрания (Парламента);

отдела охраны объектов недвижимости, в который входит группа внутренней охраны объектов недвижимости и группа внешней охраны объектов недвижимости;

отдела оперативной и превентивной безопасности, в который входит группа оперативной безопасности, группа превентивной безопасности, группа координации деятельности;

отдела по подготовке личного состава и обеспечения, в состав которого входит также отдельная группа по технической безопасности.

5. Оперативный и Коммуникационный центр состоит из оперативного отдела, группы  защиты, отдела коммуникаций.

6. Отряд специального назначения (“SpecialnaEnotaPolicije”), созданный для обезвреживания вооруженных террористов, борьбы с террористическими актами, захватами заложников, самолетов и т.д. состоит из двух дивизионов – Оперативного дивизиона и Дивизиона оперативного обеспечения. Оперативный дивизион состоит из четырех отделов, закодированных литерами «А», Дивизион оперативного обеспечения состоит из трех отделов, закодированных литерами «В». В целях секретности их название, структура, цели и задачи не раскрываются.

7. Полицейская академия является внутренним организационным подразделением Генерального директората полиции, отвечающим за планирование и проведение обучения и подготовки личного состава полиции в соответствии с полицейскими требованиями.

Полицейская академия выполняет поставленные перед ней задачи посредством программ обучения, принятых в ее внутренних организационных подразделениях. В них изучают такие предметы, как служебная деятельность, поддержание правопорядка в общественном месте, взаимодействие с населением, общие полицейские навыки. В результате, словенские полицейские кадеты, согласно европейским стандартам полицейского обучения, должны приобрести знания и навыки в следующих областях и предметах: уголовном расследовании, регулировании дорожного движения, патрулировании, командовании личным составом, полицейском менеджменте, использовании техники и спецсредств, индивидуальных действиях и действиях в составе группы, сборе информации, процессуальных нормах, составлении рапортов, а также в самообороне, стрельбе, плавании, оказании первой медицинской помощи, общении с гражданами, работе на компьютере, основах PR, иностранных языках, психологии, истории правоохранительных органов.

Таким образом, основная цель обучения в полицейских учебных заведениях – обеспечить базовую подготовку и дать основополагающие практические навыки, которые могут потребоваться будущим полицейским при выполнении их каждодневной работы.

В организационном плане Полицейская академия состоит из:

Полицейского колледжа (программа подготовки старшего офицерского состава);

Школы полиции;

Учебного центра, в который входят отдел учебных программ, отдел планирования и управления, отдел обучения и переподготовки, а также водительская школа;

Дивизиона безопасности и обеспечения, в который входит отдел безопасности, отдел управления и технического обеспечения, отдел снабжения;

Кинологического отдела;

Спортивного отдела.

8. Управление организации и кадрового обеспечения, являющееся самостоятельным подразделением Генерального директората полиции, состоит из:

Дивизиона по приему на службу и служебным отношениям, в который входят отдел служебного статуса и отдел документации;

Дивизиона управления кадрами, в который входят отдел кадров и отдел найма на службу;

Дивизион кадрового обеспечения и развития, в который отдельным подразделением входит отдел кадрового развития;

Дивизион по здравоохранению и безопасности на службе, в который входят отдел по безопасности на службе и медицинский отдел.

9. Управление информационных технологий и телекоммуникации, также входящее в Генеральный директорат полиции, в организационном плане состоит из:

Центра информационных технологий, в который входят отдел прикладного развития, отдел электроники, отдел центральной компьютерной системы, отдел развития локальных информационных систем, отдел снабжения, отдел статистики и обеспечения пользователей;

Телекоммуникационного центра, в который входят отдел радио, отдел электронных устройств и лаборатория измерительных приборов, отдел громкой связи, отдел Интернета, отдел технической защиты систем;

Центра защиты баз данных.

10. Управление тыла состоит из:

Финансового дивизиона;

Материально-технического дивизиона, в который входят отдел государственных поставок, материально-технический отдел, транспортный и ремонтный отдел, отдел полицейской экипировки;

Дивизиона обеспечения провизией, расквартирования, санаторно-курортного обеспечения, в который входят отдел обеспечения провизией, отдел обеспечения провизией Любляны, санаторно-курортный отдел, отдел обеспечения жильем и расквартирования;

Дивизиона инвестирования, снабжения и управления зданиями, в который входят отдел инвестирования и отдел снабжения и управления;

Центра снабжения, в который входят отдел снабжения и управления и отдел обеспечения провизией.

Территориальные органы полиции Словении представлены 11 Региональными директоратами полиции (Целье, Копер, Крань, Крско, Любляна, Марибор, Мурска Собота, Нова Горица, Ново Место, Постойна, Словенский Градец), состоящими из отделов и местных полицейских участков, структурно не входящих в состав Региональных директоратов полиции, но  находящихся в подчинении у директоров полиции соответствующих Региональных директоратов.

В структурном плане Региональный директорат полиции подразделяется на: Бюро директора, Дивизион униформенной полиции, Дивизион криминальной полиции, Оперативный и Коммуникационный центр, Службу оперативного обеспечения.

1. Бюро директора состоит из:

отдела организации и кадрового обеспечения;

отдела внутренних расследований;

отдела контроля.

2. Дивизион униформенной полиции состоит из:

общеполицейского отдела, в который на правах отдельного подразделения входит кинологический отряд;

отдела дорожной полиции;

отдела пограничного контроля и по делам иностранцев.

3. Дивизион криминальной полиции состоит из:

отдела общеуголовных преступлений, в который входят группа по борьбе с преступлениями в отношении собственности, группа по борьбе с домашним насилием и сексуальными преступлениями, группа по борьбе с молодежными преступлениями, группа по профилактике преступлений и контролю;

отдела по борьбе с экономической преступностью, в который входят группа по борьбе с преступлениями в сфере государственного сектора, группа по борьбе с преступлениями в сфере частного бизнеса, группа по борьбе с финансовыми преступлениями, группа по борьбе с коррупцией, группа по борьбе с уклонениями от финансовых обязательств, группа по борьбе с преступлениями в сфере высоких компьютерных технологий;

отдела по борьбе с организованной преступностью, в который входят группа по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, группа по борьбе с экстремизмом, группа по борьбе с ОПГ;

подвижной группы по расследованию уголовных преступлений;

отдела судебной экспертизы и криминалистики, в который входят группа дактилоскопии и идентификации, группа вещественных доказательств;

отдела оперативного анализа.

4. Оперативный и Коммуникационный центр состоит из оперативного отдела и отдела защиты.

5. Служба оперативного обеспечения состоит из отдела информации и телекоммуникации, финансового отдела и материально-технического отдела.

Полицейские участки, находящиеся в подчинении у директоров Региональных директоратов полиции могут быть нескольких видов:

местные полицейские участки;

дорожные полицейские участки;

пограничные полицейские участки;

полицейские участки в аэропортах;

полицейские участки в морских портах;

полицейские участки компенсационных мер, вытекающих из Шенгенского соглашения;

горные полицейские участки;

кинологические полицейские участки.

Общая численность аттестованных полицейских в Словении составляет 8 930 человек, из которых 1 800 женщин. Кроме того, в полиции Словении работает и гражданский персонал, насчитывающий – 1 540 сотрудников.

В связи со вступлением 1 мая 2004 г. Республики Словения в Европейский Союз и присоединения с декабря 2007 г. к Шенгенским соглашениям для качественного выполнения обязательств по компенсационным мерам в соответствии с программой развития полиции Словении на 2008-2012 гг. ее штат будет увеличен на 2 300 сотрудников. Таким образом, общая численность аттестованных словенских полицейских к 2012 г. должна составить 11 230 человек. Плотность присутствия полиции будет составлять 1: 174, что в два раза выше средней плотности присутствия полиции по Евросоюзу (1:400).

Полиция Словении оснащена 2 192 транспортными средствами, включая легковые автомобили, джипы-«внедорожники», мотоциклы. В дополнение к наземным транспортным средствам в морских и речных водах  используются катера, моторные и резиновые лодки, а для воздушного патрулирования и спецопераций – вертолеты “Augusta Bell”. Словенские полицейские вооружены (в качестве личного оружия) пистолетами “Crvena Zastava” калибра 7.65 мм, заменившими пистолеты “Beretta” M 92 и “Beretta” M-800, а в качестве оружия огневой поддержки – автоматами “Heckler & Koch”, M-70, M-59/66.

 

© М.Ю. Васьков, кандидат юридических наук

Из книги:  Васьков М.Ю., Князев В.В. Полицейские системы зарубежных государств: Пособие. Часть 5. – М.: ВНИИ МВД России, 2009. – 76 с.



[1] В состав МВД Словении входят: аппарат Министра, Директорат по делам полиции и органов безопасности, Директорат по внутренним административным вопросам, Директорат по вопросам миграции и интеграции, секретариат, Служба внутреннего аудита (собственной безопасности), Служба по европейским делам и международному сотрудничеству, Бюро по связям с общественностью. Две структуры, организационно не являющиеся частью Министерства, подчинены непосредственно Министру. Это органы полиции и Инспекторат.

[2] До провозглашения независимости в июне 1991 г. Словения (в качестве союзной социалистической республики) входила в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия.

[3] Шенгенская конвенция, по сути, является своеобразной формой международного сотрудничества, которое, помимо отмены паспортного контроля на внутренних границах стран, входящих в Шенгенскую зону, и вследствие этого свободного перемещения товаров, людей, услуг и капитала, включило в себя некоторые компенсационные меры, например, упрощение взаимодействия между полициями и судебными органами стран-участниц. Данный шаг был предпринят для поддержания и развития Европейского Союза как территории, способной обеспечить свободу, безопасность и право свободного передвижения личности. К сегодняшнему дню после присоединения в декабре 2007 г. к Шенгенскому соглашению ряда стран Восточной Европы, в том числе и Словении, в Шенгенскую зону входят 24 государства: Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Италия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта, Эстония, Литва и Латвия.

[4] Шенгенская информационная система и структура проверки информации SIRENE позволяет странам-участницам соглашения беспрепятственно обмениваться информацией по разыскиваемым лицам.