Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

...

Яндекс.Метрика

...

Рейтинг@Mail.ru

ПОЛИЦЕЙСКАЯ СИСТЕМА ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

История создания Государственной полиции Латвии восходит к 1918 г. В то время страна была разорена войной, и первым латвийским полицейским пришлось не только сражаться за недавно провозглашенную независимость, но и бороться с многочисленными мародерами, бандитами и грабителями. Однако вскоре экономическая ситуация в стране стабилизировалась и уровень преступности резко пошел на убыль. К 1930-м гг. полиция Латвии, по оценкам международных экспертов, стала одной из самых «профессиональных и оснащенных полиций в Европе».[1]

После инкорпорации страны в состав СССР в 1940 г. полицию Латвии  распустили. Правоохранительные структуры страны были сформированы по советскому образцу и латвийская милиция до начала 1990-х гг. являлась составной частью общесоюзных органов внутренних дел. В годы нацистской оккупации латвийская полиция была организована по германскому образцу и принимала участие в политических репрессиях и в борьбе с советскими партизанами[2].

В мае 1990 г. Латвия вторично объявила о своей независимости, 4 июня 1991 г. в стране был принят Закон о полиции, и начался процесс восстановления национальных полицейских институтов.

Согласно Закону о полиции в ее обязанности входит защита государства и общества от преступности и других противоправных посягательств, защита жизни, здоровья, прав, свобод граждан, частного и государственного имущества. Сотрудник полиции является служащим, состоящим на специальной гражданской службе. Вступая в должность, он дает присягу на верность стране и Конституции, ему присваивается специальное должностное звание.

Задачами полиции являются: обеспечение безопасности граждан и общества; предотвращение преступных деяний и иных правонарушений, раскрытие преступных деяний и розыск лиц, их совершивших; оказание помощи в установленном законом порядке гражданам, государственным и частным учреждениям, предприятиям и организациям в защите их прав и реализации установленных законом обязанностей; исполнение в пределах своей компетенции административных и уголовных наказаний.

Запрещается привлекать полицию для выполнения задач, которые не определены законами Латвийской Республики. Никто не вправе вмешиваться в действия полиции при исполнении ей своих обязанностей, кроме институтов и должностных лиц, уполномоченных на это законом.

В настоящее время в стране действуют три вида полиции: Государственная (общенациональная) полиция, полиция безопасности (органы государственной безопасности) и полиции самоуправлений (муниципальная). При этом Государственная полиция и полиция безопасности исполняют свои обязанности на всей территории Латвии, а полиция самоуправлений – на соответствующей административной территории.

Государственная полиция и полиция безопасности административно подчинены Министерству внутренних дел. При этом Государственная полиция действует в соответствии с Положением, утверждаемым министром внутренних дел, а полиция безопасности – в соответствии с Положением, утверждаемым Кабинетом министров. Полиция самоуправлений (муниципальная) включена в состав местных самоуправлений, а по вопросам организации работы сотрудничает с Государственной полицией.

В состав Государственной полиции Латвии (Valsts policija) входят центральный аппарат и подчиненные ему структурные подразделения (см. схему № 1). В настоящее время в Государственной полиции имеются три Центральных департамента – Центральный административный департамент, Центральный департамент криминальной полиции и Центральный департамент полиции общественного порядка. В подчинении каждого Центрального департамента имеется ряд полицейских подразделений, которые по роду своей деятельности относятся к данному направлению работы.

Так, в Центральный административный департамент входят: Юридическое бюро, Бюро определения стратегии, Бюро связи и информационных технологий, Департамент тыла и снабжения, Бюро по международным делам, Секретариат, Департамент кадров, Департамент по прессе и общественным связям, Департамент транспорта, Бюро финансового менеджмента, состоящее из бухгалтерии и финансовой части, Бюро по внутренней безопасности.

Департамент кадров, в свою очередь, подразделяется на Отдел регистрации личного состава, Отдел подготовки кадров, Отдел менеджмента. Департамент по прессе и общественным связям – на Отдел прессы и Отдел по связям с общественностью. Бюро по внутренней безопасности – на Оперативный отдел, Инспекцию личного состава, Отдел досудебного расследования, Отдел по обеспечению режима секретности.

Центральный департамент криминальной полиции состоит из Департамента по борьбе с организованной преступностью, Департамента экономической полиции, Департамента международного сотрудничества, Департамента досудебного расследования, Информационно-аналитического департамента.

К задачам криминальной полиции относятся: предотвращение и раскрытие преступных деяний, розыск лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбытия наказания и пропавших без вести, а также обеспечение участия в оперативно-следственных действиях специалистов-криминалистов.

Центральный департамент полиции общественного порядка состоит из  Департамента общественной безопасности и Бюро по профилактике преступлений.

К задачам  полиции общественной безопасности относятся: обеспечение общественного порядка, борьба с преступностью, охрана государственных объектов.

В прямом подчинении Государственной полиции также находится Экспертно-криминалистический центр (в который входят Бюро экспертиз и Отдел менеджмента и контроля), Бюро дорожной полиции, Бюро досудебного расследования, Полицейская школа.

Территориальные органы полиции в Латвии представлены полицией самоуправлений (муниципальной полицией). Общее число территориальных подразделений в настоящее время составляет 28 (по количеству районов в республике). Количество полицейских в том или ином подразделении полиции самоуправлений обуславливается географическим фактором, рейтингом преступности и количеством обслуживаемого населения. Так, например, в столице Латвии г. Риге число муниципальных полицейских составляет 3 249 человек, а число полицейских в самом маленьком по населению Алукснеском районе – 87 человек.

Общее количество полицейских по стране – 7.926 человек. Плотность присутствия полиции – 3.39 на 1000 человек.

Полицейское специализированное образование можно получить в Латвийской академии полиции, находящейся в подчинении у МВД Латвии, и в Полицейской школе, находящейся в подчинении у Государственной полиции. При этом строевой и командный состав Академии, действующие в соответствии с Уставом Академии и уставами, установленными для сотрудников системы МВД со специальными должностными званиями, является составной частью всей латвийской полиции.

На службу в полицию принимаются граждане Латвийской Республики от 18 до 35 лет, которые с учетом их личных качеств, образования, состояния здоровья готовы исполнять возложенные на полицию задачи. Не допускается принятие на службу в полицию лиц, ранее совершивших умышленные преступные деяния. Сотрудники полиции должны владеть государственным языком, а при исполнении служебных обязанностей должны быть в состоянии общаться с лицами на том языке, которым в основном пользуются в том или ином регионе Латвии или на данном участке работы.

Обязанностью сотрудника полиции является неуклонное выполнение требований закона, соблюдение норм профессиональной этики, защита прав человека, готовность в любой момент оказать людям помощь.[3]

Сотрудники полиции носят форменную одежду. В качестве подтверждения его полномочий, им выдается служебное удостоверение, а сотрудникам криминальной полиции – еще и специальный жетон. К униформе полицейского на видном месте должна быть прикреплена табличка с его фамилией и личным номером, а у сотрудника полиции самоуправления – также знак различия, соответствующей территории и ее название.[4]

Нормативно-правовую базу деятельности латвийской полиции составляют: Конституция страны (Сатверсме), Закон о полиции, Уголовный кодекс, Административный кодекс, Закон о безопасности, Закон об оперативно-розыскной деятельности, Закон о проведении следственных мероприятий, Закон о государственной тайне, иные законы Латвийской Республики и ведомственные нормативные акты, постановления самоуправлений (если они не противоречат общереспубликанских законов), а также международные договоры.

Деятельность полиции контролирует Кабинет министров, МВД, учреждения самоуправления в пределах своей компетенции. Надзор за соблюдением законности в деятельности полиции осуществляет Генеральный прокурор Латвийской Республики и подчиненные ему прокуроры.

Латвия является членом Интерпола с 1991 г., НЦБ Интерпола Латвии действует при Департаменте международного сотрудничества Центрального департамента криминальной полиции. После вступления Латвии в Евросоюз страна соответственно стала и членом Европола.

 

© М.Ю. Васьков, кандидат юридических наук

Из книги: Васьков М.Ю., Князев В.В. Полицейские системы зарубежных государств: Пособие. Часть 4. – М.: ВНИИ МВД России, 2008. – 60 с.

 



[2] На территории Латвии, которую нацисты планировали инкорпорировать в состав Рейха, во время второй мировой войны соответственно действовали немецкие Полиция безопасности и СД. В помощь им были созданы латышская вспомогательная Полиция порядка, латышская политическая полиция, латышские полицейские батальоны, а также специальный отряд полиции (зондеркоманда) В.Арайса, которые занимались уничтожением партийно-советского аппарата, евреев, охраной гетто и концлагаерей, борьбой с советскими партизанами, Красной Армией и ее польской союзницей – Армией Людовой, карательными операциями как на территории собственно Латвии, так и в Белоруссии, Литве, Новгородской и Псковской областях России, а также в Польше. Кроме того, латышские полицейские батальоны (42, укомплектованных латышами, и 7 - русскими) принимали участие в боевых действиях на Восточном фронте. Подробнее см.: История Латвии. ХХ век / Блейре, Дайна; Бутулис, Илгварс; Зунда, Антонис; Странга, Айварс; Фелдманис, Инесис. Рига, “Jumava”, 2005. С. 260-267; Пыхалов, Игорь. Как «порабощали» Прибалтику. // Спецназ России. 2002. № 7.

[3] Подробнее см: Правоохранительные органы стран Балтии../ Под ред. А.Н. Соколова. Калининград. С.375-376.

[4] Там же. С. 376.