Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

...

Яндекс.Метрика

...

Рейтинг@Mail.ru

ПОЛИЦЕЙСКАЯ СИСТЕМА

ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

История создания полицейской службы в стране восходит к временам Первой республики. Эстонская полиция была основана 12 ноября 1918 г. и существовала до лета 1940 г., когда Эстония была инкорпорирована в состав СССР.[1] Процесс возрождения республиканских полицейских органов начался еще в советский период, когда 20 сентября 1990 г. в республике был принят Закон о полиции, предусматривающий, в частности, роспуск советских органов внутренних дел, включая подразделения милиции, и  формирование национальной полиции с установлением переходного периода. В результате, в ноябре 1990 г. на территории Эстонии было организовано 19 полицейских префектур (позже их осталось 17), а 1 марта 1991 г. (за полгода до провозглашения независимости 20 августа 1990 г.) полиция Эстонии была воссоздана официально.

Полиция Эстонии как правоохранительный орган является  неотъемлемой частью общегосударственной системы внутренней безопасности. Помимо полиции правоохранительными функциями в той или иной мере обладает еще несколько органов исполнительной власти. В их числе  - Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство окружающей среды. Кроме того, правовые и административно-правовые вопросы находятся в ведении  Канцлера юстиции, органов Государственного контроля, Государственной прокуратуры, органов таможенного контроля, налоговой службы, нотариальных контор, судебных исполнителей, исправительных учреждений.

В настоящее время полиция Эстонии находится под юрисдикцией Министерства внутренних дел Эстонской Республики. В организационную структуру МВД (см. схему № 1) в частности, входят: Департамент полиции, Пограничный департамент (включая пограничную полицию, контролирующую перемещение через границу людей и товаров), Департамент полиции безопасности (КАПО)[2], Департамент гражданства и миграции, Департамент по спасательным работам, Инспекция по защите информации и Академия внутренней безопасности.

Нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность эстонской полиции, являются: Конституция, Закон о полиции (принят в 1990 г., дополнения – в 2004 г.), Закон о полицейской службе (принят в 1998 г., дополнения – в 2004 г.), Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Закон о розыскной деятельности.

Согласно официальным нормативным документам декларированные задачи полиции включают: борьба с преступностью, особенно в ее организованных формах, охрана общества от преступных посягательств и всевозможных угроз, защиту всех видов собственности, охрану общественного порядка и внутренней безопасности. Особое место среди задач полиции занимают профилактические и репрессивные меры в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, поскольку с середины 1990-х гг. в Эстонии наметилась тенденция к росту употребления наркотиков подростками[3].

В настоящее время основными приоритетными функциями полиции считаются: борьба с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних; борьба с оргпреступностью, связанной с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ; борьба с преступлениями в области отмывания денег и торговли людьми; принятие «компенсационных» мер в контексте вступления Эстонии в Шенгенскую зону и отмены пограничного контроля на внутренних границах стран Шенгенского соглашения.

При этом следует отметить, что, согласно статистическим данным, уровень преступности и раскрываемости преступлений в Эстонии в последние годы заметно стабилизировался – около 60.000 преступлений в год, при 30% раскрываемости. Среди преступлений превалируют нетяжкие: кражи, нанесение материального ущерба в некрупных размерах, нанесение телесных повреждений, хранение наркотиков в небольших дозах. Из всех преступлений, зарегистрированных полицией, самую большую группу (80%) составляют имущественные преступления. В последние годы уменьшилась доля преступлений против личности, однако вырос удельный вес преступлений против общественного порядка и общественной безопасности (около 5%).

Основным критерием оценки работы полиции Эстонии является не процент раскрытых преступлений, а профилактика преступности и степень доверия к деятельности полиции со стороны населения. В республике регулярно проводятся социологические опросы на данную тему, которые проводят различные независимые организации. По их данным, доверие населения к деятельности полиции с начала 2000-х гг. значительно возросло. Если в первые годы независимости полиции доверяло не более трети населения, то теперь – более двух третей. В частности, исследование общественного мнения, проводившегося весной 2004 г. показало, что уровень доверия жителей Эстонии к полиции превысил 71%. Это свидетельствует о том, что недавняя реорганизация, проведенная в эстонской полиции, дала положительный эффект.

По мнению руководства полиции, немалую роль в повышении рейтинга полиции сыграла деятельность полиции по предотвращению преступлений и привлечение общественности к профилактической деятельности. Приоритетом в этой сфере в последние годы становится работа с молодежью в таких сферах ее жизни, как использование свободного времени, распространение правовых знаний, антиалкогольное и антинаркотическое воспитание, освоение правил дорожной безопасности и предотвращение школьного насилия.

Деятельность всех полицейских подразделений страны  направляет и координирует Департамент полиции (Politseimet), структурно входящий в республиканское МВД, который отвечает за внедрение новых методов работы, оказание технологической помощи и международное полицейское сотрудничество. Штатная численность Департамента – 155 сотрудников. Департамент полиции возглавляет Генеральный директор полиции, который является самым высокопоставленным полицейским чиновником страны. Генеральный директор полиции назначается на должность сроком на пять лет Правительством страны.

В целом же чиновники полиции в Эстонии делятся на несколько основных категорий согласно уровню их базового образования и другим требованиям, предъявляемым к назначению на ту или иную должность. Это: высшие, старшие и младшие чиновники полиции.

К высшим чиновникам полиции относятся: Генеральный директор полиции и Генеральный директор полиции безопасности; заместители Генерального директора полиции и Генерального директора полиции безопасности; полицмейстеры и префекты полиции; заместители полицмейстеров и префектов полиции, полицейские канцлеры; главные суперинтенданты, суперинтенданты.

К старшим чиновникам полиции относятся: ведущие инспектора полиции, ведущие констебли; старшие инспектора полиции и старшие констебли; инспектора полиции и констебли.

К младшим чиновникам полиции относятся: младшие инспектора полиции и младшие констебли.

Задачами Департамента полиции являются:

разработка стратегии и направлений развития полиции и анализ результатов ее деятельности;

анализ и контроль над деятельностью подразделений и префектур полиции и организация их практического взаимодействия;

анализ состояния правопорядка в стране и обеспечение единой отчетности;

координация финансирования полицейских подразделений и контроль над использованием средств;

развитие информационных технологий, систем информации и связи в полиции;

организация связей полиции с общественностью;

развитие взаимодействия с иными государственными учреждениями, местными органами власти, общественными организациями;

координация вопросов подготовки и обучения личного состава полиции, как в Эстонии, так и за рубежом.

В организационном плане Департамент полиции (см. схему № 2) состоит из: Отдела по охране общественного порядка, Криминального отдела, Отдела информации и развития, Административного отдела, Отдела кадров, Финансового отдела, Бюро по внешним связям, Пресс-бюро[4], составляющих центральный аппарат Департамента.

В свою очередь,

в Отдел по охране общественного порядка структурно входят: Группа профилактики правонарушений (в т.ч. среди молодежи), Группа патрулирования и дорожного надзора;

в Криминальный отдел входят: Группа розыска, Следственная группа, Бюро по незаконному отмыванию денежных средств;

в Отдел информации и развития входят: Бюро анализа и развития, Группа базы данных, Бюро информационных систем, Группа технического обеспечения;

в Административный отдел входят: Правовая группа, Группа по работе с документами, Группа по недвижимости, Группа по снабжению, Группа технического обеспечения, Полицейский оркестр;

в Отдел кадров входят: Группа учета и анализа, Группа развития и обучения, Группа полицейского контроля, Группа психологов;

в Финансовый отдел входят: Экономическая группа, Бухгалтерия, Группа финансового контроля.

В подчинении у Департамента полиции находятся центральные (общенациональные) и территориальные полицейские подразделения (см. схему № 2).

Центральные полицейские службы в Эстонии призваны решать задачи функционального назначения, а также оказывать помощь территориальным полицейским подразделениям. К центральным полицейским службам относятся: Центральная криминальная полиция (ЦКП) (Keskkriminaal politsei), Полиция внутренней охраны (охраны правопорядка) (Julgestuspolitsei), Центр судебной экспертизы и криминалистики (Kohtuekspertiisi ja kriminalistika keskus). В ведении Департамента полиции находится также Школа полиции.

По сути, главной полицейской службой страны является Центральная криминальная полиция (ЦКП) Эстонии, которая призвана предотвращать, бороться и расследовать преступления общереспубликанского или межуездного масштаба; особо тяжкие преступления; преступления, имеющие широкий общественный резонанс или серьезные социальные и моральные последствия. Например, особо тяжкие преступления против личности; преступления, наносящие значительный материальный ущерб стране; преступления, связанные с отмыванием денег; преступления, борьба с которыми требует широкого международного полицейского сотрудничества; преступления, связанные с оргпреступностью и незаконным оборотом наркотиков; преступления, совершенные преступными группировками или имеющие отношение к их деятельности; преступления, связанные с большим количеством лиц, совершившим их, или с большим количеством эпизодов.

В ЦКП структурно входят три Региональных центра (Южный, Западный и Восточный), Информационный отдел, Отдел по борьбе с организованной преступностью, Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, Отдел по борьбе с наркопреступлениями, Отдел быстрого реагирования     (К-коммандос), Отдел кадров, Розыскной отдел и НЦБ Интерпола. Всего в ЦКП в настоящее время проходят службу 262 офицера полиции.

Второй по значимости общегосударственной полицейской службой является Полиция внутренней охраны (охраны правопорядка). Ее задачи включают: обеспечение общественного порядка, в том числе надзор за дорожным движением; разбор мелких правонарушений; участие в общеполицейских мероприятиях по профилактике преступности; анализ и обобщение данных по криминогенной ситуации; охрана правительственных объектов; обеспечение полицейской охраны президента, председателя Рийгикогу (Парламента), премьер-министра, официальных гостей государства, а также других официальных лиц по соответствующему распоряжению правительства.

Структурными подразделениями Полиции внутренней охраны (охраны правопорядка) являются: Отдел охраны, Отдел личной охраны; Отдел обеспечения деятельности. Всего в настоящее время в Полиции внутренней охраны проходят службу 211 офицеров и 90 гражданских специалистов.

Еще одной общегосударственной полицейской службой является Центр судебной экспертизы и криминалистики. В его задачи  входят:

проведение криминалистических экспертиз и исследований в 18 основных областях;

участие специалистов в досудебном следствии;

участие в сборе доказательственного материала;

техническое обеспечение общереспубликанской полицейской базы данных, включая архивирование криминалистических баз данных и коллекций, подготовку ответов на запросы;

руководство, координация и анализ деятельности полицейских криминалистических подразделений, снабжение их необходимым экспертным оборудованием, проведение профессионального тренинга сотрудников территориальных экспертных подразделений, организация дополнительного обучения личного состава полицейских подразделений в области криминалистики;

взаимодействие с другими эстонскими и зарубежными экспертными учреждениями, правоохранительными органами, учебными и научными учреждениями;

составление методических инструкций и учебных материалов по криминалистике;

обеспечение единых стандартов в области криминалистики.

Структурно Центра судебной экспертизы и криминалистики включает: администрацию (отвечает за общее руководство и координацию работы Центра), хозяйственный отдел (отвечает за снабжение подразделений Центра, ведение делопроизводства и бухгалтерию), отдел исследования документов (документы, почерк, информационные технологии), отдел дактилоскопии (содержит данные на 120000 человек), отдел химических и биологических исследований, с химической лабораторией и ДНК-лабораторию, отдел технических исследований, включающий в себя баллистическую, трассологическую, пожаро- и взрывотехническую лаборатории, лабораторию автодорожной экспертизы.

Все экспертизы проводятся в Центре судебной экспертизы и криминалистики. Эксперты-криминалисты в территориальных подразделениях выступают в качестве специалистов при осмотре мест происшествий в регионах.

Территориальными полицейскими подразделениями в Эстонии являются полицейские префектуры. С 1 января 2004 г. существуют четыре префектуры, сформированные по географическому признаку. Это: Пыхьяская (Северная), Идаская (Южная), Лыунаская (Восточная) и Ляанеская (Западная) префектуры. Концентрация префектур полиции по четырем регионам позволяет более гибко и целенаправленно использовать имеющиеся ресурсы, сформировать новую единую структуру полиции, приблизить полицию к народу, и сделать всю полицейскую систему более открытой и действенной. 

Задачами префектур полиции являются:

обеспечение общественного порядка в своем регионе, предотвращение и раскрытие правонарушений;

предупреждение, пресечение и расследование преступлений в своем регионе;

координация и развитие работы территориальных и функциональных структурных подразделений в своем регионе.

Работой полицейской префектуры руководит префект полиции, который обладает всеми необходимыми полномочиями для осуществления полицейской власти на своей подведомственной территории. Префект имеет троих заместителей, первый из них является директором криминальной полиции префектуры, второй – директором полиции внутренней охраны (охраны правопорядка) префектуры, третий – заместителем по общим вопросам (кадровая работа, хозяйственная деятельность). При этом финансовый отдел и бюро по связям с общественностью подчиняются непосредственно префекту.

Штатная численность личного состава префектур – различная. Ее величина зависит от численности населения и уровня преступности в соответствующем регионе.

В каждой префектуре имеется по три функциональных отдела – отдел охраны правопорядка, криминальный отдел и административный отдел, в задачи которых входит обеспечение всей полицейской работы на территории своей префектуры. На нижнем административно-территориальном уровне действуют полицейские комиссариаты и участки, которые обеспечивают каждодневную полицейскую работу в своем районе обслуживания.

В криминальный отдел префектуры входят несколько отделений по разным направлениям деятельности: отделение по раскрытию тяжких преступлений (против личности и собственности); отделение по раскрытию преступлений, связанных с автотранспортом (кражи и угоны); отделение розыска (розыск преступников и без вести пропавших); отделение по борьбе с наркопреступлениями, отделение по борьбе с экономическими преступлениями, бюро по борьбе с организованной преступностью. Отделениями руководят соответствующие комиссары полиции. Штатная численность каждого из этих отделений колеблется от 15 до 20 сотрудников, среди которых примерно половину составляют оперативные работники и соответственно такое же количество – следователи. Подчинение следователей и оперативников одному руководителю по каждому направлению исключает все проблемы, связанные с объективными недостатками при взаимодействии отдельных следственных и оперативных подразделений, суть которых сводится к разным критериям оценки работы следователя и оперативного работника. Все сотрудники того или иного отделения работают «на один результат».

Аналогичная структура криминальной полиции и в уездных полицейских подразделениях – комиссариатах. Однако в них сотрудники отделений по экономическим и наркопреступелниям входят непосредственно в штат соответствующего отделения префектуры. В ряде небольших уездных населенных пунктах действуют полицейские участки. Численность их сотрудников составляет, как правило, около 20 человек, из которых 3-4 составляют сотрудники криминальной полиции.

Всего же в настоящее время в эстонской полиции проходят службу более трех с половиной тысяч аттестованных чиновников (из которых чуть менее трети составляют женщины) и тысяча двести гражданских сотрудников. (Для сравнения, в первые годы независимости личный состав полиции составлял более 7 тысяч человек). Таким образом, плотность присутствия полиции в Эстонии в настоящее время составляет приблизительно 1:400 человек, что вполне сопоставимо с аналогичными показателями западноевропейских стран.

В полиции в настоящее время находятся в использовании около 950 транспортных средств. Транспортными средствами подразделения полиции оснащены из расчета одна автомашина на двух-трех сотрудников, при этом штат водителей не предусмотрен (личных водителей имеют только руководители крупных территориальных подразделений). В качестве транспортных средств используются автомашины. Помимо этого в использовании специализированных полицейских подразделений находятся и более мощные транспортные средства, учитывая различные потребности, в том числе автобусы и мотоциклы.

На вооружении эстонских полицейских находятся главным образом пистолеты Макарова, автоматы Калашникова и различные помповые ружья. В сотрудничестве с силами обороны и Департамента пограничной охраны происходит планирование дальнейших единых поставок вооружения и боеприпасов.

Каждое рабочее место сотрудника оборудовано персональным компьютером с высокими техническими характеристиками с выходом в Интернет. Персональные компьютеры имеются также в некоторых автомашинах дорожной полиции. Все компьютеры эстонской полиции объединены между собой специальной полицейской сетью, что позволяет использовать общую базу данных, а также постоянно обновлять ее. В указанную базу данных заносится самый широкий спектр информации, что, по сути, делает ее универсальной. В сеть загружается информация обо всех зарегистрированных происшествиях на территории Эстонии, сведения об автовладельцах; паспортные данные граждан, включая цветное фото, сведения о судимости и привлечении к административной ответственности, материалы оперативных проверок и разработок, а также сообщения конфиденциальных источников. У сотрудников, компьютеры которых подключены к данной сети, имеются определенные уровни доступа к информации и возможности внесения в нее сведений. К примеру, с персонального компьютера руководителя криминальной полиции (высший уровень доступа) имеется возможность получить всю информацию на интересующее лицо, включая оперативные и агентурные материалы, собранные всеми службами криминальной полиции.

Высокий уровень технического обеспечения и повышение материального обеспечения сотрудников стали возможны благодаря реформированию полицейской системы. В ходе реформы были упразднены или максимально сокращены и реорганизованы подразделения, которым не ставится непосредственная задача борьбы с преступностью (сотрудники этих служб не являются полицейскими, а имеют статус гражданских служащих). С использованием более совершенных информационных систем были значительно сокращены информационные службы. С учетом непосредственного использования служебного автотранспорта сотрудниками полиции был упразднен штат водителей. В ходе реформирования подразделений криминальной полиции и объединения следователей и оперативных работников, осуществлены значительные сокращения следственных аппаратов.

К поступающему на службу в полицию предъявляется ряд требований. Кандидат должен быть гражданином Эстонии, не моложе 19 лет, прошедшим службу в армии (для мужчин), ранее не привлекавшимся к уголовной ответственности, обладающим образованием не ниже среднего и находящимся в хорошей физической форме. Разумеется, он или она должны владеть государственным языком – эстонским, на котором говорят во всех государственных структурах (в т.ч. и в полиции), на котором издаются все законы и инструкции. Кроме того, от кандидатов требуется и достаточное владение русским языком, необходимым для общения с русскоязычными жителями Эстонии (свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми и т.п.).

Базовое полицейское образование можно получить в полицейском колледже Академии внутренней безопасности и в Школе полиции. В начале 2000-х гг. в Эстонии была разработана новая программа обучения, подготовленная с целью поднятия престижа полицейской службы. С осени 2004 г. эти два специализированных учебных заведения были административно объединены, и в настоящее время составляют двухступенчатую системы полицейского образования, в которой основой следующей ступени является обязательное прохождение предыдущей и применение в работе полученных знаний и навыков. На первой стадии среднего специального образования приобретаются знания и навыки, необходимые для успешной работы в качестве констебля. После двух лет учебы кадет сдает выпускные экзамены, и в случае их успешной сдачи направляется для прохождения  пятимесячной практики в одно из полицейских подразделений. По результатам практики он (или она) зачисляется на службу. По желанию констебль без отрыва от службы, может продолжить учебу в полицейском колледже. На второй ступени прикладного высшего образования приобретаются знания и навыки, необходимые для успешной работы в качестве специалиста криминальной полиции.

Эстония, являясь членом Интерпола с 1992 г., (представлена в европейском комитете Интерпола с 2002 г.), и Европола – с 2005 г. (соглашение о сотрудничестве подписано в октябре 2001 г., Конвенция Европола ратифицирована Эстонией в июле 2005 г.), осуществляет широкие международные полицейские связи.

В частности, в рамках Оперативного комитета СГБМ Эстония координирует (совместно с Финляндией) подгруппу по борьбе с преступностью в сфере информационных технологий, проводит линию на всестороннюю поддержку антикриминальных инициатив Финляндии и Швеции, регулярно участвует в финляндско-эстонских оперативных мероприятиях «Фин-Эст» по перекрытию каналов незаконной транспортировки наркотиков.

Центральной криминальной полиции делегирована роль представителя Шенгенской информационной системы и бюро SIRENE в Эстонии.

С середины 1990-х гг. эстонская полиция принимает участие в международных полицейских миссиях, осуществляемых под эгидой ООН. В частности, эстонские полицейские несли службу в составе сил международной полиции в Боснии и Герцеговине (1996 г.), в Косово (2001 г.). А с начала 2000-х гг. эстонская полиция также принимает участие в миссиях ОБСЕ.

В двустороннем формате полиция Эстония ведет активное сотрудничество с США, партнерами по Евросоюзу и НАТО. При этом особо близкие отношения в правоохранительной сфере установлены с балтийскими соседями (Латвия, Литва) и с Северными странами (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия).

В первые годы после восстановления независимости Эстония, не имея опыта функционирования современных институтов государства, по многим аспектам копировала финляндскую политику национальной безопасности. Финны оказывали (и продолжают оказывать) всестороннюю помощь в становлении эстонской полиции. (В частности, МВД Финляндии ведет ряд проектов по повышению эффективности деятельности полиции Эстонии, обучению личного состава современным методам борьбы с преступностью, совершенствованию эстонского законодательства, а также административно-правовой практики[5]. А с 2003 г. финляндская сторона активизировала сотрудничество с эстонскими коллегами по линии профилактики преступлений[6]).

Поэтому неудивительно, что за образец построения полицейской системы эстонцами была взята именно Финляндия с ее вариантом общескандинавской модели «невоенизированной» полиции, структурно, правда, входящей в МВД, а не в Минюст[7], как в Норвегии и Швеции.

В последние годы в Эстонии (в отличие от двух других стран Балтии) наметилась тенденция на установление более тесных полицейских связей с органами внутренних дел Российской Федерации, причем, как на централизованном, так и на приграничном уровнях. Так, в декабре 1997 г. было подписано базовое Соглашение о сотрудничестве между МВД Эстонской Республики и МВД Российской Федерации, которое, в частности, предусматривает: взаимодействие в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений; обмен оперативной информацией, исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий; обмен опытом работы.

Каждые два года обновляются протоколы о межминистерском взаимодействии (фактически – дополнения к Соглашению – М.В.), происходит обмен визитами министров и руководителей полиции и органов внутренних дел.

Из примеров успешного сотрудничества эстонской полиции с органами внутренних дел Российской Федерации можно привести следующие:

В 2003 г. завершилась полугодовая совместная (ЦКП Эстонии и ГУБОП МВД России) операция по обезвреживанию международной ОПГ, (в которую входили граждане России и Эстонии), занимавшейся изготовлением и распространением синтетических наркотиков и контрабандными поставками прекурсоров, в результате которой были арестованы 11 человек, пресечена деятельность 5 подпольных лабораторий, из незаконного оборота изъято свыше 430 кг прекурсоров для изготовления свыше 8 миллионов таблеток «эстази» на сумму около 160 миллионов долларов.

В 2006 г. по результатам переговоров Министров внутренних дел Эстонии и России сформирована межминистерская эстонско-российская координационная группа по оперативному взаимодействию, принято решение об обмене представителями министерств в Москве и Таллинне.

После некоторого охлаждения отношений (включая межведомственные контакты) между странами из-за событий вокруг «Бронзового солдата», всплеск активности отмечался в 2010-13 гг., когда вышеупомянутая группа заседала два раза в год, был налажен обмен оперативной информацией,  подготовлены и осуществлены совместные операции по оздоровлению криминогенной обстановки в приграничье (Ленинградская область – Ида-Вирумаа, Псковская область – Тартумаа, Вырумаа). Однако начиная с 2014 г. из-за общего кризиса в отношениях между РФ и странами Запада из-за событий на Украине все наметившееся взаимодействие между МВД России и МВД Эстонии (за исключением контактов по линии «Интерпола») были прерваны, и в обозримом будущем его возобновление сомнительно.

 

© М.Ю. Васьков, кандидат юридических наук,

Из книги: Васьков М.Ю., Князев В.В. Полицейские системы зарубежных государств: Пособие. Часть 4. – М.: ВНИИ МВД России, 2008. – 60 с.   (с дополнениями)



[1] В годы нацистской оккупации Прибалтики в Эстонии для оказания помощи германской полиции и Службе безопасности (СД) были сформированы 26 полицейских батальона, которые использовались немцами в борьбе с коммунистическим подпольем и партизанским движением не только на территории собственно Эстонии, но и на территории Ленинградской и Псковской областей России, в Литве, Белоруссии  и на Украине. См.: Пыхалов, Игорь. Как «порабощали» Прибалтику. // Спецназ России. 2002. № 7.

[2] Полиция безопасности (КАПО) организационно не входит в Департамент полиции и является самостоятельной структурой непосредственно в составе МВД. КАПО отвечает за вопросы контрразведки в отношении разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб, ведет борьбу с терроризмом, коррупцией, наркобизнесом, собирает информацию о внутриполитической обстановке и общественных движениях, следит за соблюдением режимом секретности, проводит оперативно-технические мероприятия, ведет наружное и скрытое наблюдение и т.п. – М.В.

[3] См.: Правоохранительные органы стран Балтии: Учеб. пособие./ Под ред. А.Н. Соколова. Калининград, 2004. С. 391.

[4] Детально с организационной структурой подразделений полиции Эстонии можно ознакомиться на сайте: http://www.pol.ee. О структуре эстонской полиции также говорится в разделе VI «Правоохранительные органы Эстонской Республики» книги «Правоохранительные органы стран Балтии: учеб. пособие / Под ред. А.Н. Соколова. Калининград, 2004.» Однако в нем содержатся весьма устаревшие сведения, к тому же грешащие рядом ошибок и неточностей, допущенных, вероятнее всего, из-за неверного перевода – М.В.

[5] См.: Министерство управления, регионального развития и внутренней безопасности. Информационная служба МВД Финляндии. Хельсинки, 2000. С. 21.

[6] См.: Police 2003/ Annual Report of the Finish Police/ Ministry of the Interior Police Department 2004, Helsinki. P. 15-16.

[7] В 2006 году в связи со вступлением Эстонии в Евросоюз начата реформа МВД по приведению министерских структур в соответствие с требованиями ЕС, которая отчасти коснется и полиции - прежде всего, в области дебюрократизации полицейской системы. Также намечены мероприятия по унификации законодательства – М.В.